Фрагмент для ознакомления
2
. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ
1.1 Понятие и сущность управления процессами
Задачи моделирования бизнес-процессов связаны с необходимостью анализа эффективности использования трудовых, материальных ресурсов, оборудования при выполнении бизнес-задач, выявления резервов снижения затрат и повышения прибыльности. Построение моделей бизнес-процессов позволяет используя различные нотации проводить построение диаграмм, на которых отображаются составляющие технологии работы специалистов, имеющиеся ресурсы, их взаимодействие.
Построение моделей бизнес-процессов связано с необходимостью решения задач следующего типа [6]:
Анализ использования трудовых ресурсов, возможности изменения в структуре организации выполнения работ и распределения обязанностей в рамках изучаемого процесса;
Проведение аудита на предмет выявления резервов повышения эффективности бизнеса;
Автоматизация технологии работы специалистов на определенных участках.
Компонентами моделей бизнес-процессов являются [7]:
• Процедуры и технологии;
• Выполняемые операции;
• Механизмы, обеспечивающие контроль выполнения операций и технологических процессов;
• Информационные и материальные потоки;
• Документация, используемая специалистами в рамках выполнения технологических операций;
• Набор ограничений, связанных со спецификой предметной области.
Руководителями многих компаний инициируются проекты моделирования процессов. Цели моделирования можно разделить на подгруппы. Для достижения целей, которые относятся к первой подгруппе проводится решение задач, связанных с решением проблем, определенных в рамках анализа бизнес-процессов, что позволяет повысить эффективность деятельности организаций. Модернизация бизнес-процессов, как правило, приводит к увеличению прибыльности бизнеса, возможности оптимизации штатной численности.
В первой подгруппе целей определяется несколько направлений, в рамках которых проводится развитие проекта моделирования бизнес-процессов. Практически, руководители ставят задачу анализа неэффективно работающих участков (на которых обнаруживаются финансовые потери). В данном случае предполагается, что полученный комплекс моделей бизнес-процессов будет использоваться в дальнейшем для постановки задач автоматизации. Также, посредством построенных моделей анализируется информация о существующей технологии документооборота с последующим внесением в нее необходимых изменений и т.д. Выделяются характерные особенности, связанные с формулировкой постановки задач руководством верхнего уровня на данной стадии, включающие [6]:
Наличие размытых формулировок при отсутствии конкретных определений;
отсутствие четкости в определении критериев достижения целевых показателей проекта;
отсутствие представления о того, как будут использованы в дальнейшем полученные модели бизнес-процессов.
Данные особенности показывают, что руководители компаний, в своем большинстве, не придают особой важности описанию бизнес-процессов как средства разработки технологии процессного управления компанией. Построенные модели бизнес-процессов не могут использоваться в качестве инструмента управления, но могут служить в качестве основы для реализации регламентирующих документов, анализа функций компании, принятия управленческих решений.
Свойства моделей бизнес-процессов [5]:
точность, соответствие стандартам выбранных нотаций;
однозначность и обозначение последовательности и выполнения работ;
возможности соединения процессов, организационной структуры, информационных ресурсов;
проведение анализа на наличие взаимосвязей между этапами выполнения работ;
проверка корректности построенных моделей;
внесение изменений в целях возможности анализа их возможной эффективности.
Инструментом моделирования бизнес-процессов являются специализированные программные средства.
CASE-средство – любое программное средство, посредством которого автоматизируются процессы жизненного цикла программных продуктов и имеющее графический инструментарий, позволяющий документировать информационные системы.
В настоящее время проблематика выбора, наиболее соответствующего поставленным целям и задачам CASE-средства, имеет актуальность, что обусловлено их широким разнообразием и большим количеством решений, предлагаемых разработчиками для реализации проектов автоматизации.
Выбор CASE-средства в значительной степени определяется выбранным подходом к проектированию информационных систем. Важнейшими из подходов являются структурный (функциональный), объектно-ориентированный, также отдельно выделяется методология ARIS.
Сущность структурного подхода к созданию информационных систем заключается в ее разделении на группы автоматизируемых функций, что предполагает разбивку системы на функциональные подсистемы, которые далее разделяются на подфункции. Разделение проводится до тех пор, пока не будут получены этапы, описывающие неразделяемые функции.
Процесс мониторинга состояния серверов включает:
проведение сбора информации о состоянии серверов с использованием средств удаленного доступа, что включает: состояние файловых ресурсов, системных процессов, наличие признаков ошибок при выполнении программ;
проведение сбора данных о состоянии систем безопасности в части активности учетных записей, попытках несанкционированного доступа, инцидентах, связанных с внешними атаками, активностью вредоносного ПО;
анализ состояния оборудования серверов с использованием средств мониторинга температуры процессора, состояния жестких дисков, видеосистем и других видов подключенного оборудования;
анализ состояния систем виртуализации;
анализ состояния систем электропитания серверов.
Структура данных, сбор которых осуществляется в рамках мониторинга состояния серверов, может включать: данные о типах событий, времени событий, признаков штатного функционирования, об объемах использованных ресурсов, физических характеристиках оборудования.
Сбор указанной информации осуществляется администраторами серверных ресурсов с использованием систем администрирования и далее анализируется либо в ручном режиме, либо в системах обработки протоколов работы серверного ПО.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч.: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
2. Минаева Ю. В. Методы статистического и интеллектуального анализа данных : учебное пособие / Ю. В. Минаева. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - 90 с.
3. Толстобров А. П. Управление данными: учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с.
4. Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с
5. Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с.
6. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Романова Ю.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.
7. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
8. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
9. Системный анализ : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с.
10. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2018. - 124 с.
11. Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем: (на примере методов структурного системного анализа) : учебное пособие / О. Г. Инюшкина. - Екатеринбург: Форт-Диалог Исеть, 2014. - 240 с.
12. Лапин В. В., Слесарева Е. А. Информационные системы в экономике: учебное пособие. - Москва: Московский университет МВД России, 2016. - 124 с.
13. Лебедева С. В. Проектирование информационных систем. Работа с MS SQL Server: учебное пособие / С. В. Лебедева. - Санкт-Петербург: ФГБОУВПО СПГУТД, 2024. - 120 с.